Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Читайте также:  Подача налоговой декларации на возврат подоходного налога за покупку недвижимости в 2023 году

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Оборудование медицинского кабинета для проведения предрейсового медосмотра

Перечень необходимого комплекта оборудования для кабинета закреплен на законодательном уровне. При отсутствии требуемых мед. изделий могут отказать в предоставлении лицензии. Для работы медпункта обязателен следующий набор инвентаря, используемый ежедневно:

  • психрогигрометр для измерения влажности воздуха – 1шт.;
  • ультрафиолетовый облучатель воздуха и поверхностей – 1 шт.;
  • уборочный инвентарь – швабры, ведра, тряпки – по 2 типа;
  • комплекты сменной одежды (медицинские халаты) – 2 шт.;
  • контейнер с одноразовым пакетом для использованных мундштуков на столе (если используется мундштуковый алкотестер) – 1 шт.;
  • запас мундштуков – 50-100 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхности», предназначенной для сбора биологического материала – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхностей в помещениях» – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция медицинского оборудования» – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция термометров» – 1 шт.;
  • емкости для отходов класса А – 1 шт.;
  • емкости для отходов класса Б – 1 шт.;

О минимально необходимом количестве медицинских инструментов и тестов можно узнать из Письма Минздрава РФ (21/08-03 г.) №2510/9468-03-32. Оснащение кабинета рассчитано на то, чтобы при необходимости имелась возможность провести исследования и лабораторные тесты на месте.

Письмо Минздрава РФ (21.08.2003 г.) № 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей …»

Требования к оснащению медкабинета

  • Кушетка медицинская
  • Письменный стол, стулья
  • Настольная лампа
  • Шкаф для одежды
  • Вешалка для верхней одежды
  • Напольный коврик
  • Сейф
  • Прибор для измерения артериального давления — 2 шт.
  • Термометр — 3 шт.
  • Фонендоскоп — 2 шт.
  • Прибор (алкотестер) для определения паров этанола в выдыхаемом воздухе.
  • Постоянный запас в количестве: Алкомер — 2 шт., экспресс-тесты на алкоголь и наркотики — 10 шт.
  • Столик для медицинского оборудования
  • Шпатели медицинские — 10 шт.
  • Сумка с комплектом медикаментов для оказания неотложной медпомощи
  • Оснащение помещения для отбора биологических сред

Примечание: Для медицинского кабинета, расположенного на территории транспортной компании, имеющей статус медучреждения, наличие лаборатории обязательно. Если это медпункт для работы приглашенного медсотрудника, анализы (тесты) сдают в поликлинике (ближайшей медорганизации, имеющей для этого условия).

Требования к квалификации руководителя по медчасти для получения лицензии на проведение предрейсовых

медицинских осмотров

  1. Наличие медицинского образования по специальности «Лечебное дело»
  2. Наличие документа, свидетельствующего о прохождении интернатуры или ординатуры
  3. Наличие свидетельства о повышении квалификации по выбранной специальности
  4. Наличие сертификата специалиста по выбранной специальности
  5. Наличие свидетельства о повышении квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
  6. Стаж работы по специальности не менее 5 лет

Требования к квалификации медсестры (фельдшера)

  1. Наличие среднего медицинского образования по специальности «Сестринское дело» или квалификации «Фельдшер»
  2. Сертификат специалиста
  3. Свидетельство о повышении квалификации
  4. Удостоверение Наркологического диспансера о прохождении обучения по программе подготовки по вопросам проведения предрейсовых медицинских осмотров

Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом

При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям при поступлении в ВУЗ

Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:

  • ФИО и должность;
  • информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • дата, с которой работник будет отстранен;
  • возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.

Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?

Организовать контроль водителя перед рейсом можно одним из трёх способов:

  1. Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
  2. Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителя и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
  3. Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.

Порядок проведения медосмотра

Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:

  • проверяет, как зрачки реагируют на свет;
  • оценивает походку;
  • производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
  • измеряет частоту пульса и давление;
  • отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
  • наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.

Кому необходим предрейсовый и послерейсовый медосмотр

В соответствии с Приказом РФ №196 предрейсовый медицинский осмотр проводится в отношении водителей, если их работа связана с перемещением сложных, ядовитых, взрывоопасных, токсичных грузов, а также для работающих на общественном транспорте:

  • шоферов личных транспортных средств и арендованных авто;
  • водителей городских и междугородних рейсовых автобусов;
  • дальнобойщиков, управляющих грузовыми машинами с опасным содержимым;
  • индивидуальных предпринимателей при личном управлении автотранспортом.

Исключение представляют водители экстренных служб:

  • пожарной части;
  • полиции;
  • медицинских работников скорой помощи;
  • МЧС.

Как проходит предрейсовая медицинская комиссия

Протокол проведения осмотров водителей закреплен приказом Министерства Здравоохранения России еще в 2014 году. Он подразумевает выполнение определенных действий медицинским работником:

  • У водителя собирают данные о самочувствии, длительности отдыха/сна, имеющихся жалобах.
  • Проводится стандартный осмотр пациента – оценивается состояние слизистых, кожных покровов, размеры глазных зрачков, измеряется температура тела.
  • Измеряется частота пульса и артериальное давление. Если в анамнезе у водителя есть гипертония/гипотония, то полученные данные необходимо сопоставлять с более ранними показателями.
  • С помощью алкотестера устанавливается факт трезвости пациента.

По результатам обследования медработник принимает решение о допуске работника на линию. Для получения соответствующего штампа в путевом листе необходимо, чтобы отсутствовали:

  • симптомы любого заболевания;
  • жалобы на плохое самочувствие;
  • явные признаки недосыпания;
  • симптомы наркотического или алкогольного опьянения.

Виды медицинских осмотров и освидетельствований

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

  • обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей (при замене водительского удостоверения, в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами);
  • внеочередное обязательное медицинское освидетельствование: когда при проведении обязательного периодического медицинского осмотра выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Как видим, отдельные виды медицинских осмотров или освидетельствований становятся обязательными при возникновении определенных обстоятельств. Однако, поскольку речь у нас идет о медицинских осмотрах, которые обязан проводить работодатель, далее подробно поговорим именно о них.

Читайте также:  О прогнозе цен на электрическую энергию в 2023 г.

Как выполняются пред- и послерейсовые медосмотры

Правила их осуществления установлены приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. Предрейсовый медосмотр выполняется до выхода водителя на маршрут. Он предназначен для оценки состояния здоровья человека или выявления у него симптомов приема алкоголя или запрещенных препаратов.

Послерейсовый медосмотр выполняется в конце трудового дня с целью установления влияния вредоносных факторов, которые могут вызвать профзаболевания, или симптомов отравления алкогольными напитками или наркотиками.

Медосмотры должны организовать и проводить все учреждения, которые в своем штате водителей и имеют любые типы технических устройств, занимающихся перевозками людей или грузов. Однако это не имеет отношения к водителям, которые выполняют экстренные выезды таких оперативных служб как пожарная охрана, полиция, скорая помощь, МЧС.

Пред- и послерейсовые медосмотры организуются, чтобы предотвратить ДТП на дороге и гарантировать безопасность транспортировки людей или грузов. Ежедневный медосмотр включает:

  • сбор жалоб на самочувствие;
  • внешний осмотр для установления нетрезвого состояния или симптомов отравления;
  • осмотр слизистых оболочек и кожи на присутствие нарушения их целостности, следов от уколов;
  • измерение пульса и АД;
  • обнаружение признаков нетрезвого состояния в результате приема спиртсодержащих напитков или наркотиков с помощью лабораторных методов и специального медоборудования и приборов.

По итогам проведенного обследования выносится решение о присутствии или отсутствии какого-либо заболевания или состояния. По окончании обследования данные проведенного осмотра вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых фиксируется:

  • дата и время осуществления медосмотра;
  • паспортные данные водителя;
  • итоги осмотра (имеются ли признаки болезни, переутомления, влияния вредоносных факторов водительской деятельности, профзаболеваний, отравления, нетрезвого состояния или употребления наркотиков);
  • заключение об итогах медосмотра (выявлено или не выявлено состояние организма, которое способно нарушить обязанности водителя; допущен или не допущен к вождению);
  • подписи медработника и водителя.

Это заключение выносится на путевой лист в виде штампа с обозначением «прошел» или «не прошел» пред- или послерейсовый медосмотр, с датой и временем медосмотра и с подписью медработника, который обследовал водителя.

Если противопоказаний к вождению машины нет, результаты измерений находятся в пределах нормы, то водителя допускают к работе.

Если здоровье сотрудника неудовлетворительное, и он не проходит медосмотр, его освобождают от работы и выдают справку для предоставления в медицинское учреждение для дальнейшего более полного обследования и получения необходимой медпомощи. Такая справка подлежит строгому учету. Она содержит следующую информацию:

  • номер документа;
  • дата и время медосмотра;
  • цель направления в медучреждение;
  • предварительный диагноз;
  • проведенные мероприятия по оказанию медпомощи;
  • подпись, фамилия и инициалы медработника, оформившего справку.

Водителей не допускают для вождения транспорта в нескольких случаях:

  • болезнь;
  • подъем давления или учащение пульса;
  • положительный тест на присутствие спиртсодержащих препаратов, наркотиков или психотропов;
  • обнаружение симптомов действия алкоголя, наркотиков или лекарственных средств и их влияние на трудоспособность.

Правила проведения пред- и послерейсовых медосмотров строго регламентированы. В случае невыполнения законных требований на учреждения и должностных лиц накладываются штрафные санкции.

Законодательные нормы

Требования о проведении обязательных медосмотров содержатся в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.95. Данный нормативно-правовой акт предписывает индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям осуществлять предрейсовые, послерейсовые и текущие медобследования водителей. Порядок проведения медосмотров регламентируется следующими документами:

  • Письма Минздрава от 20.01.02 и 21.08.03;

  • Трудовой кодекс России (статья 213 и др.);

  • Постановление Правительства Российской Федерации №30 от 22.01.07;

  • Приказы Министерства здравоохранения РФ от 14.07.03 и 15.12.14.

Нарушение алгоритма проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет административную ответственность, определяемую ст. 11.32 КоАП России. Отсутствие своевременно проведенного медицинского осмотра станет причиной возбуждения уголовного дела по ст. 143 УК России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *